Психологическая готовность ребенка к школе — это своеобразие интеллектуального развития ребенка и некоторые особенности его личности, без которых невозможно успешное обучение в школе.
Психологическая готовность включает в себя:
O личностную готовность;
O интеллектуальную готовность;
O мотивационную.
В области развития речи и готовности к овладению грамотой:
· уметь чётко произносить все звуки речи;
· уметь интонационно выделять звук в словах;
· уметь выделять заданный звук в потоке речи;
· уметь определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце);
· уметь произносить слова по слогам;
· уметь составлять предложения из 3-5 слов;
· уметь использовать обобщающие понятия (медведь, лиса, волк – это животные);
· уметь составлять рассказ по картинке (например, «В зоопарке», «На детской площадке», «За грибами», «Отдых на море»)
· уметь составлять несколько предложений о предмете;
· уметь наизусть читать любимые стихотворения;
· уметь последовательно передавать содержание сказки.
Элементы математического представления:
v меть считать цифры от 0 до 9;
v до 10 и обратно, от 6 до 10, от 7 до 2 и т. д;
v уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка;
v знать знаки +, —, =,;
v уметь сравнивать числа первого десятка (например, 7и8, 6 и 6)
v уметь соотносить цифру и число предметов;
v уметь сравнивать две группы предметов;
v уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
v уметь сравнивать предметы по цвету, форме, размеру;
v знать названия геометрических фигур;
v уметь оперировать понятиями: «налево», «направо», «вверх», «вниз», «раньше», «позже», «перед», «за», «между» и т. д.;
v уметь группировать по определённому признаку предложенные предметы.
В области представлений об окружающем мире необходимо:
· Знать свое имя и фамилию, адрес, имена членов семьи.
· Знать времена года, названия месяцев, дней недели, уметь различать цвета.
· Уметь объединять предметы в группы: мебель, транспорт, одежда, обувь, растения, животные и т. д.
· Иметь элементарные представления об окружающем мире: о профессиях, о предметах живой и неживой природы, о правилах поведения в общественных местах.
· уметь различать по внешнему виду растения, распространённые в нашей местности и называть их отличительные признаки;
· уметь различать диких и домашних животных;
· уметь различать по внешнему виду птиц;
· иметь представление о сезонных признаках природы.
Кроме того, ребёнок, поступающий в первый класс, должен знать:
v в какой стране он живёт, в каком городе, на какой улице, в каком доме;
v полные имена членов своей семьи, иметь общие понятия о различных видах их деятельности;
v знать правила поведения в общественных местах и на улице.
"Портрет" первоклассника, не готового к школе:
v чрезмерная игривость;
v недостаточная самостоятельность;
v импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность;
v неумение общаться со сверстниками;
v трудность контактов с незнакомыми взрослыми или, наоборот, непонимание своего статуса;
v неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной или иной инструкции;
v низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классифицировать, выделить сходство, различие;
v плохое развитие тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координации;
v недостаточное развитие произвольной памяти;
v задержка речевого развития (неправильное произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои мысли и т. п.).