Формирование элементов учебной деятельности у старших дошкольников

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида" пос. Усть-Омчуг

Формирование элементов учебной деятельности у старших дошкольников

 

 

Консультация для воспитателей

Формирование элементов учебной деятельности у старших дошкольников

 

            Как известно, наибольшую побудительную силу к учению, проявлению настойчивости для детей старшего дошкольного возраста имеют интеллектуальные задачи. Появление новых познавательных мотивов, отличных от игровых, расширяет возможности подготовки детей 6–7 лет к обучению в школе и усвоению ими новых знаний.

            Проблема психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе тесно связана с изменением ведущего вида деятельности в данном возрастном периоде, а именно с переходом от сюжетно-ролевой игры к учебной деятельности. Согласно периодизации Д.Б. Эльконина, кризис семи лет знаменателен тем, что ребенок от ориентации на усвоение социальных норм и отношений между людьми обращается к усвоению способов действий с предметами.

Анализ, проведенный в ис­следованиях Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, показал, что учебная деятельность имеет специфическую структуру, включающую:

·       учебные задачи;

·       учебные действия;

·       контроль;

·       оценку.

·        

            В повседневной жизни взрослые и дети решают десятки задач. Отличие учебных задач от практических состоит в том, что основной целью деятельности детей является усвоение общих способов выделения свойств понятий или решения некоторого класса кон­кретно-практических задач. Именно обращение от результатов деятельности к способам может быть выделено как основная характеристика полноценной учебной деятельности.

            Работа детей в учебных ситуациях реализуется в учебных действиях, по­средством которых они "усваивают образцы общих способов решения задач и общие приемы определения условий их применения". Полноценная деятельность в ситуации учебной задачи предполагает выполнение еще одного действия – контроля. Ребенок должен соотнести свои учебные действия и их результаты с заданными образцами, соотнести качество этих результатов с уровнем и полнотой выполненных учебных дей­ствий. С контролем тесно связана оценка, фиксирующая соответствие или несоответствие результатов требованиям учебной ситуации.

            Д.Б. Эльконин отмечал, что центральное место в структуре учебной деятельности принадлежит учебной задаче. Возможность принять учебную задачу и способность решить ее получают в этом случае значение важнейших критериев готовности ребенка к школьному обучению. Отметим, что понятия "целенаправленное обучение" и "учебная деятельность" далеко не идентичны.

            Чтобы проследить формирование способности решать учебную задачу и выделять условия, при которых происходит переориентация с результатов на способ действия, рассмотрим, какие предпосылки этого явления зарождаются в игре как ведущей деятельности старшего дошкольника.

            "Игра на протяжении дошкольного возраста претерпевает суще­ственные изменения" (Е.Е. Кравцова). Согласно Л.С. Выготскому, развитие игры идет от развернутой мнимой ситуации и скрытых правил к скрытой мнимой ситуации и явным правилам.

            Сюжетно-ролевая игра, предполагающая развернутую воображаемую ситуацию, предшествует играм по правилам. Ее можно охарактеризовать "как своего рода школу социальных отношений, в которой постоянно моделируются и укрепляются социальные формы поведения. Играя, дети учатся человеческой способности к сотрудничеству" (В.С. Мухина). В ролевой игре развиваются качества, необходимые для последующего обучения в школе.

            Также большое значение для формирования предпосылок учебной деятельности имеют игры по правилам. Они появляются к концу дошкольного возраста и непосред­ственно предшествуют учебной деятельности. Игры по правилам, в отличие от сюжетно-ролевых, предполагают особый подготовительный этап овладения их принципом. В них ребенок учится сознательно подчиняться правилам, причем эти правила легко становятся для него внутренними, непринудительными. Способность подчиняться правилам и переход внешних правил во внутренние имеют огромное значение для создания предпосылок учебной деятельности.

            При переходе к школьному обучению эта способность делает возможным подчинение активности ребенка учебной задаче и целям.

            Следует подчеркнуть, что именно в играх по правилам ребенок начинает обращать внимание на способ достижения результата, а не только на собственно результат. Важность этого приобретения трудно переоценить, учитывая тот факт, что "центральным моментом формирования учебной деятельности дошкольников является пере­ориентировка сознания ребенка с конечного результата, который необходимо получить в ходе того или иного задания, на способы выполнения этого задания" (Н.Н. Поддьяков).

            Что значит формировать учебную деятельность и ее качества? А. Н. Леонтьев подчеркивал, что человече­ская деятельность характеризуется целенаправленностью и структур­ностью. Она состоит из следующих основных частей: цели, мотива, плана, исполнительской части. Л.А. Венгер на основании своих исследований пришел к выводу, что в старшем дошкольном возрасте вполне можно формировать элементарные формы учебной деятельности, используя в этих целях, прежде всего занятия как одну из наиболее целесообразных форм, руководимых педагогом.

            В качестве примера в приложении представляем модель учебного занятия с учетом возрастных особенностей старших дошкольников, задач формирования элементов учебной деятельности и разностороннего развития детей. Его структура соответствует этапам процесса познания, содержание – одному из разделов программы умственного воспитания детей данного возраста, а его составные части (форма) представлены привычными детям и любимыми ими видами деятельности. В основе занятия лежит определенный сюжет, в рамках которого дошкольники сами смогут определить цель и задачи своей деятельности, спланировать ее, исполнить задуманное и оценить ход и результат работы.

            Хорошо подготовленное педагогом занятие не должно иметь резкий контраст с другими (условно неорганизованными) видами деятельности детей. Объективно логичным и обоснованным для ребят становится занятие, на котором ведется поиск ответа на вопрос, возникший у них в ходе какой-либо работы, на прогулке, продолжается начатое ранее дело, получает развитие, оживает, приглашает поучаствовать в ее событиях прочитанная ранее или новая сказка.

            Предлагаемое занятие по ознакомлению детей с окружающим миром является частью единого проекта. На занятии продолжается и подытоживается работа по знакомству с зимующими птицами, проводившаяся на занятиях по ознакомлению с миром природы, развитию речи, ручному труду, изодеятельности, в ходе прогулок и посещения музея, чтения художественной и научно-популярной литературы, наблюдения за птицами и их регулярного кормления в течение нескольких недель.

 

Приложение 

Занятие в старшей группе по разделу

Тема: "Птицы зимой"

Программные задачи:

·            Воспитание у детей интереса и бережного отношения к пернатым. Актуализация, систематизация и дополнение знаний детей о зимующих птицах, помощь в использовании освоенных ранее знаний и умений для решения проблемы персонажа.

·            Выявление уровня сформированности умений: сопоставлять количество с числом (в пределах 5), составлять и решать простейшие арифметические задачи на сложение и вычитание.

·            В зависимости от задач воспитания, обучения, развития детей, плановых диагностических мероприятий в значительной мере можно варьировать практический этап занятия. В то же время общие принципы его построения и структура остаются неизменными.

Оборудование: кукла-снегирь, 4 альбомных листа в рамках или рисунки-заготовки для создания графического плана занятия, фломастеры; материалы для проведения практического этапа занятия (подбираются в соответствии с программными задачами обучения).

Предварительная работа: знакомство детей с птицами и их жизнедеятельностью на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, в ходе прогулок, при знакомстве со сказками и природоведческой литературой, просмотре телепередач. Изготовление вместе с педагогом и (или) родителями кормушек, выбор для них места, размещение их за окном и на участке.

Ход занятия:

I. Мотивационно-ориентировочный этап

Снегирь: Пролетая мимо вашего окна, я заметил на нем кормушку. И прилетел к вам, чтобы убедиться, что вы не только хотите помочь птицам, но и знаете, как это сделать. 

Мотивом поисковой, творческой, учебно-познавательной, игровой деятельности детей может и должна стать учебная задача. В данном случае вопрос, звучащий из уст персонажа, является составной частью условия учебной задачи. Детям нужно уловить суть задачи и сформулировать цель своей работы.

Цель работы детей на занятии: помочь Снегирю убедиться, что он может быть спокоен за своих пернатых собратьев, зимующих рядом с людьми.

Очень важно ставить перед детьми задачи, проблемы и помогать им формулировать свои цели в понятиях, связанных с сопереживанием, сочувствием, познавательным азартом.

Проблема, лежащая в основе сюжета занятия, должна быть "честной", т. е. ребята должны иметь объективную возможность ее разрешить. Несерьезно выглядят ситуации, когда дети (а точнее педагоги) за 30 мин "решают" проблемы глобального характера (например, старшие дошкольники "спасают" лесных животных, нарисовав им домики).

Остановимся подробнее на проблеме целеполагания. Обладает ли ребенок, придя на занятие, какой-либо определенной целью, связанной с предстоящей учебной деятельностью? Пожалуй, нет, ведь до начала занятия ему неизвестно, что именно он будет делать. Насколько важно, чтобы у дошкольников была конкретная, самостоятельно сформулированная или предложенная педагогом, но по-настоящему принятая ими цель работы? Приведем такие соображения:

Цель является основным компонентом деятельности, который определяется как ее предполагаемый результат, следовательно, без определения цели предстоящей работы не может иметь место деятельностный подход к организации учебного процесса.

Принятие или самостоятельная формулировка детьми целей своей работы является их волеизъявлением. С этого момента можно считать снятым элемент навязывания определенных задач, как непременного атрибута обучения, поскольку ребята будут действовать по своей воле, на первый план выходит учение. Определяя или принимая цель, ребенок перестает быть исполнителем отдельных заданий. Он может осмысленно двигаться вперед, ощущая свою значимость, имея возможность выбрать свой путь.

II. Поисковый этап

Воспитатель: Что же нужно рассказать, показать Снегирю, чтобы он был уверен, что мы сможем поддержать птиц в голодное и холодное время года?

Педагог организует беседу. Предложения ребят суммируются, дополняются персонажем и (или) педагогом с учетом программных задач. На их основе составляется план работы. В данном случае он непосредственно связан с вопросами, которые нужно осветить. Но зачастую детям бывает необходимо определить, какими знаниями, умениями, материалами они обладают для решения поставленной задачи, что им необходимо выяснить, чему научиться, какую работу выполнить, что для этого потребуется.

На поисковом этапе задания и фронт работ могут быть распределены для отдельных детей или группы в соответствии с их интересами, возможностями, приоритетами их развития, а также задачами коррекционной работы.

Вариант плана:

1.                   Всех ли птиц, зимующих в наших краях, мы знаем?

2.                   Знаем ли мы, чем они питаются и как их правильно кормить?

3.                   Умеем ли различить птиц по голосам?

4.                   Сможем ли сосчитать, сколько птиц пожаловало к нам в гости?

Чтобы дети могли самостоятельно пользоваться планом, он должен быть наглядным. Если каждый из вопросов схематически зарисовывается на приготовленных заранее альбомных листах, возникает графический план действий. Рисовать могут дети или педагог, но обязательно при согласовании символов с ребятами. Наличие плана позволяет заменить традиционное "Давайте выполним такое задание" на вопрос: "Что нам еще нужно сделать, чтобы помочь Снегирю (для решения нашей задачи)?". Наглядный план помогает сохранить в сознании детей задуманное, помнить цель всей работы и понимать назначение отдельных действий, способствует восстановлению детьми хода занятия и его осмыслению при подведении итогов.

Вариант графического плана:

III. Практический этап

            Согласно плану вместе с детьми выбираются формы работы. Снегирь также может давать ребятам задания, советы, предлагать поучаствовать в играх. Дети приступают к реализации намеченной цели. Педагог же решает задачи освоения детьми природоведческого содержания, разностороннего развития воспитанников.

            Приведем пример трансформации практического этапа занятия, разных вариантов реализации одного и того же плана в зависимости от выдвигаемых воспитателем задач. Важно, чтобы этот путь был увлекательным, по-настоящему развивающим, чтобы в его выборе как можно активнее участвовали дети.

Рассмотрим варианты организации деятельности дошкольников на занятии и их возможный развивающий эффект:

Детям предлагается назвать птиц, изображенных на карточках, рассказать, чем они питаются (ретрансляция знаний). Для их систематизации можно предложить ребятам определенный план рассказа (1, 2).

            Детям предлагается рассортировать карточки с изображениями птиц. В зависимости от уровня сформированности навыка классификации ребята могут либо распределить карточки по названным педагогом категориям, либо самостоятельно предложить различные признаки классификации (1).

            Дети рассматривают картину, на которой изображены разные зимующие в наших краях птицы. Всем желающим предлагается выбрать одну из них и придумать о ней загадку (1, 2). В этом случае идет работа по применению полученных ранее знаний, выбору важнейших внешних характеристик и особенностей поведения птицы, активизируется словарь ребенка, используются особые речевые конструкции, схема описания птиц.

            Детям предлагается разгадать загадки о зимующих птицах, используя картину-подсказку (1). При правильной организации работы с текстом загадок детям нужно выделить существенные признаки птицы и по их совокупности найти отгадку, доказать свое мнение.

            По карточке с изображением птицы ребенку нужно рассказать о ней, не используя "запретных" слов  – слова, необходимые для описания. Активизируется словарь ребенка, он старается подобрать синонимы, наиболее точные характеристики. Многим детям больше нравится такая разновидность игры, при которой их наряжают кем-либо, но просят предварительно закрыть глаза. Ребенок спрашивает: "Кто я? В кого я превратился?". Его товарищам нужно отвечать на вопросы, избегая "запретных" слов.

Воспитатель говорит Снегирю, что ребята, наверняка, сумеют узнать птиц даже издалека (1):

·            по походке, полету, повадкам. (Ребятам раздаются карточки с изображением птиц. Каждому нужно вспомнить характерные движения и создать загадку-пантомиму о заданной птице. Остальным детям нужно дать отгадку. Если все ребята будут повторять придуманные их товарищем или педагогом движения в атмосфере интереса и радости, получится веселая физкультминутка). Такой подход к организации динамической паузы имеет ряд преимуществ: игра проходит в контексте работы по продвижению к цели, не ломает, не нарушает сюжета занятия;

·            по силуэту. (Детям предлагаются контурные изображения птиц. В зависимости от уровня развития зрительного восприятия, воображения всем или некоторым ребятам дополнительно предлагаются соответствующие цветные изображения. С этой же целью можно использовать зашумленные картинки, фрагменты изображений "спрятавшиеся птицы", "недорисованные портреты" и т. д.)

       Педагог произносит названия зимующих птиц. Если допущена ошибка, нужно встать (1). Таким образом, на основе освоенного материала проводится тренировка внимания. Задание можно усложнить, предложив детям по-разному реагировать на названия зимующих и перелетных, диких и домашних птиц.

            Воспитатель показывает детям карточки с изображением зимующих птиц, затем убирает их. Ребятам нужно постараться назвать всех птиц по памяти. В зависимости от объема кратковременной зрительной памяти детей, игра начинается с 2–3 или 4–5 карточек и продолжается до тех пор, пока хотя бы один ребенок участвует в ней.

            Педагог может произносить названия птиц, постепенно увеличивая число слов в серии. Так проводится игра на тренировку кратковременной слуховой памяти (1).

            Детям предлагается прослушать голоса птиц и узнать "певцов" (3). Работа способствует развитию слухового восприятия. Дополнительно ребятам можно предложить попытаться сымитировать "слова" птиц при помощи звуков нашей речи. Можно также рассказать ребятам, что у разных народов принято по-разному записывать птичью речь человеческими звуками. Прослушивание голосов птиц, звуков леса может стать основой для релаксации.

            Снегирь может предложить вниманию детей задачи и задания на счет, которые ребята, в зависимости от освоенного ими комплекса умений, могут выполнить устно или путем выбора и перекладывания нужного количества карточек с изображениями различных птиц (4). Также дети могут раскрасить заданное числом количество птиц определенного вида. Таким образом, применение навыка сопоставления количества и числа и умения узнавать предмет по силуэту будет дополнено подготовкой руки к письму.

            Многие ребята любят решать задачки "бегом". Снегирь рассказывает историю, и по его команде со стульчиков "взлетает" нужное количество птичек заданного вида. Для игры детям требуются карточки или шапочки с изображением птиц.

            Перечень примеров можно продолжать. Педагог выберет и предложит детям такие формы освоения (использования освоенного) содержания, которые в наибольшей мере соответствуют насущным задачам развития детей.

            Важнейшая задача работы по формированию у старших дошкольников предпосылок учебной деятельности – обращение их внимания на ход самой деятельности, развитие способности, потребности, привычки планировать, осмысливать и оценивать свою деятельность. В связи с этим необходимо дополнять учебные задания организационными.

            Предварительные задания нацелены на формирование умения планировать предстоящую работу, выполнять действия на основе самостоятельного речевого планирования, не отступать от намеченного плана, организовывать совместную деятельность в паре, группе. Можно предложить детям различные комбинации таких вопросов:

·  С чего стоит начать работу?

·  Что (скорость выполнения, аккуратность, точность, соответствие инструкции, красота) кажется тебе важнейшим в этой работе?

·  Как ты будешь действовать? Расскажи по порядку.

·  Каким бы тебе хотелось видеть результат своей работы?

·  К чему ты будешь стремиться?

·  Что тебе пригодится для работы? и т. д.

Рефлексивные задания учат детей осмысливать проделанную работу, видеть ее составляющие, условия успеха. Эти вопросы и задания формируют у ребят навык самоконтроля, продуктивные подходы к самооценке:

·  Как ты задумал выполнить работу? А как действовал? Почему?

·  Расскажи по порядку, как ты действовал, что делал для выполнения работы.

·  Ты говорил о том, что для этой работы очень важна аккуратность. Оцени свою работу. Сравни ее с работой, выполненной тобой раньше. Что ты можешь сказать?

·  Чем они отличаются? Почему?

·  Кому бы тебе хотелось рассказать о своих успехах?

·  Что (какое качество, черта твоего характера) помогло тебе справиться с работой?

·  Как ты думаешь, почему сегодня получилось лучше (хуже)?

·  Что у тебя получилось лучше всего?

·  Что было в этой работе самым трудным, интересным, веселым, приятным, загадочным?

·  Какие знания и умения пригодились тебе для того, чтобы справиться с задачей?

·  Что ты узнал нового? Чему научился?

Естественно, что далеко не каждое задание должно сопровождаться подобными надстройками, но обращение к предварительным и рефлексивным заданиям должно быть систематическим. Таким образом, ребенку предлагается осмыслить и оценить не только результат, но и ход своей деятельности, уловить момент собственного развития в процессе учения и увидеть его пути. Детям предоставляется возможность сконцентрироваться на ощущении радости от совершенных открытий, своих достижений, новых приобретений, ощущении собственной значимости, весомости своего вклада в общее дело.

В данном варианте оценка перестает быть чьим-то произволом, совокупным отражением случайных обстоятельств, чем-то внешним по отношению к деятельности, ощущениям и представлениям детей о результатах своей работы. Здесь оценка – способ зафиксировать, осмыслить сегодняшний результат, выявить проблемные области, причины неудач и найти путь к успеху.             Отметим, что наличие системы самооценки – необходимая составляющая личностно ориентированного, развивающего обучения, формирования основ учебной деятельности. Если ребенок сам ставит перед собой задачи, ощущает потребность в учении, то и отслеживать ход этого процесса он должен сам.

IV. Рефлексивно-оценочный этап

            Помимо оценки работы над отдельными заданиями, важно предлагать ребятам восстанавливать весь ход решения учебной задачи. В этом могут помочь графический план занятия, наглядные результаты деятельности, вопросы персонажа и воспитателя.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, убедился ли Снегирь в том, что мы сможем поддержать его пернатых друзей, зимующих рядом с нами? Что же его убедило? Как вы думаете, что он теперь чувствует?

Выслушав ответы детей, педагог предлагает ребятам обратиться с подобным вопросом к Снегирю.

Снегирь:       Я очень рад, что встретил настоящих знатоков птиц, готовых о них позаботиться. 
Я подумал, ребята, что вы любите птиц потому, что они, как и вы, жизнерадостные, веселые, заботливые.

Проявление персонажем чувства радости, благодарности детям побуждает присутствующих на занятии детей сделать что-то приятное друг другу.

Варианты последующей работы:

Во время прогулки Снегирь может рассказать ребятам что-нибудь интересное, научить чему-то.

            Лучшему усвоению учебного материала, его более объемному видению и целостному восприятию способствует подкрепление игровых и учебных действий по его освоению и применению различными видами творческой деятельности. Соответствующие задания могут стать частью познавательного занятия или основой идущего вслед за ним занятия по конструированию, изодеятельности, ручному труду. В нашем примере ребята могут выполнить подарки Снегирю, его друзьям, используя технику, освоение которой предусмотрено календарно-тематическим планом.

            Снегирь прощается с детьми, но общение детей с природой продолжается. Они будут применять свои знания на практике: во время прогулок наполнять кормушки, наблюдать за птицами, прилетающими к ним. Можно предложить детям рассказать, какие чувства они испытывают, когда кормят птиц, приятно ли им проявлять заботу о своих пернатых друзьях и т. д.

            Можно посоветовать навестить младших дошкольников, познакомить их с зимующими птицами, рассказать народные, литературные и придуманные ими самостоятельно загадки и стихотворения, научить ухаживать за птицами, показать небольшое представление, рассказать о том, как они сами помогают птицам, помочь развесить кормушки. Старшие дошкольники охотно обучают малышей, а они, в свою очередь, прекрасно воспринимают от 5–6-летних ребят новую информацию.

            Таким образом, разностороннее развитие обеспечивается не только использованием развивающих видов деятельности на практическом этапе, но и видоизменением каждого этапа занятия. Педагог должен обеспечить развивающее воздействие обучения за счет постепенного увеличения доли самостоятельности детей в каждом виде деятельности. Например, на начальном этапе обучения педагог ставит проблему в форме, наиболее понятной и легко воспринимаемой детьми. Затем вниманию ребят предъявляется ситуация или новый учебный материал, внутри которого скрыта некая проблема, противоречие. Детям нужно определить суть проблемы вместе с воспитателем, а затем они учатся делать это самостоятельно.

            Подобное движение должно быть организовано педагогом при постановке целей работы, выделении показателей ее качества, составлении плана, распределении обязанностей, формулировке выводов, осмыслении результатов. Диагностика эффективности личностно-ориентированного развивающего обучения построена именно на определении степени самостоятельности, демонстрируемой детьми при решении учебных задач.

            Графический план делает более наглядным сюжетное единство занятия, помогает детям ориентироваться, придерживаться выбранного пути. Для составления плана ребятам необходимо определить, что они знают и что предстоит узнать, чему научиться. Практический этап, с одной стороны, соответствует предложенному детьми плану, с другой – учебно-воспитательным программным задачам. Итоги подводятся с учетом поставленной детьми цели и составленного ими плана.

            Постоянное движение в соответствии с данной схемой способствует подсознательному освоению детьми последовательности действий, необходимых для решения учебной задачи, разрешения проблемы. При такой организации учения не требуется дополнительных мотивов, внешних по отношению к процессу познания. Пусковым механизмом деятельности становится сама учебная задача.

 

Дата последнего обновления страницы 11.05.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения