Экспериментирование как ведущий вид деятельности в развитии познавательной активности дошкольников

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида" пос. Усть-Омчуг

Экспериментирование как ведущий вид деятельности в развитии познавательной активности дошкольников

 

 

Экспериментирование как ведущий вид деятельности в развитии познавательной активности дошкольников (скачать презентацию)

  

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида» пос. Усть-Омчуг

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическое портфолио

 

«Экспериментирование как ведущий вид

деятельности в развитии познавательной

 активности дошкольников»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Черная Надежда Юрьевна

воспитатель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2017 год

 

 

 

«Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов"

Н.Н. Поддъяков

 

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Свою задачу мы видим в развитии познавательной активности (стремление узнать причину того или иного явления, оперирования приобретенными знаниями и умениями, склонности к переносу знаний и т.п.) и общих познавательных способностей у ребенка дошкольного возраста (умения обобщать, сравнивать, анализировать, предполагать, устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать и т. п.).

      На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах его социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под умелым руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

Практика работы с детьми дошкольного возраста показала, что для развития познавательной активности и познавательных способностей необходима активная эмоциональная включенность ребенка в познавательную деятельность, организованную как процесс самостоятельного «исследования» ребенком окружающей действительности.

Нельзя отрицать справедливость утверждения, что наблюдения и эксперименты составляют основу всякого знания, что без них любые понятия превращаются в сухие абстракции.

Ценность практического эксперимента заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения; создается субъективно-новый продукт.

 Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накоплением фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).

Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже ребенок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности.

Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

Опираясь на требования к содержанию образования, представленные в законе РФ «Об образовании» (ст. 14), ФГОС ДО, педагоги должны переориентировать содержание образовательного процесса на «обеспечение самоопределение личности, создание условий для ее самореализации». Саморазвитие личности возможно лишь в деятельности, которая включает в себя не только внешнюю активность ребенка, но и внутреннюю психологическую основу. Такая активная деятельность обеспечивает продуктивные формы мышления, при этом главным фактором выступает характер деятельности, обогащенный новым содержанием.

Новизной данной работы является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования, структуризация практического и диагностического материала именно для старших дошкольников.  Создание соответствующей развивающей среды в группе. 

 Цель нашей работы в данном направлении  - обеспечение положительной динамики развития интеллектуального потенциала дошкольников посредством детской исследовательской и экспериментальной деятельности через интеграцию образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Изучив теоретический материал по данному вопросу, мы сделали  вывод  о том, что необходимо изучить методики экспериментирования более углубленно, т.к. в настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов  обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей  способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.

Проанализировав имеющуюся методическую литературу по детской поисково-познавательной деятельности, мы решили адаптировать практический материал к условиям группы. Распределив подборку практического материала по разделам «Живая природа», «Неживая природа», с указанием развивающих задач, названия опыта, перечня необходимых материалов и оборудования.

            Разработали перспективный план на год по экспериментально – исследовательской деятельности, подобрали конспекты занятий по детскому экспериментированию для детей старшего  возраста, систематизировали материал по опытнической деятельности.

Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности был создан уголок экспериментирования. Он был создан для развития у детей интереса к исследовательской деятельности, где и происходит развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.

В то же время уголок экспериментирования – это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в уголке предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике).

Перед началом внедрения опыта работы в практическую деятельность в начале учебного года был проведен мониторинг по интегративным областям, в результате которого были выявлены следующие данные:

- у детей качественно снижены показатели логического мышления;

- дети с трудом понимают причинно- следственные связи рассматриваемого явления;

- испытывают затруднения в самостоятельном анализе явлений;

- недостаточно четко и грамотно формулируют свои мысли относительно заданной ситуации;

- испытывают трудности в обобщении и анализе учебного материала.

Отсюда вытекает необходимость расширить и углубить знания о данном методе обучения, что и было сделано в представляемом опыте работы.

Мониторинг осуществлен в несколько этапов:

 

1этап (октябрь)

Цель: выявить начальный уровень развития экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Определить уровень понимания родителями значение наблюдения как деятельности способствующей развитию познавательного интереса у детей. Определить тематику консультаций для родителей по итогам анкетирования.

1. Анкетирование родителей с целью выявить интерес детей к наблюдению.

2. Наблюдение за детьми в процессе первых игр-экспериментов.

3. Консультации для родителей с целью ознакомить родителей с ролью экспериментов для развития дошкольников.

2 этап (декабрь, январь)

Цель: выявить предпочтения детей в выборе деятельности, выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей.

1. Изучение места детского экспериментирования в предпочтениях детей.

2. Анкетирование родителей «Детское экспериментирование в семье»

3 этап (апрель, май)

Цель: итоговая диагностика с целью выявления уровня экспериментальной деятельности в подготовительной к школе  группе.

1. Диагностика исследования детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования по методике Л.Н. Прохоровой, Т.И. Бабаевой, О.В. Киреевой.

Свою работу я начала с анкетирования родителей с целью выявить интерес детей к наблюдению, опытам. Проведенное анкетирование родителей показало, что многие понимают необходимость развития у детей такого качества, как наблюдательность и прикладывают к этому определенные усилия: гуляют с детьми, наблюдают за различными объектами природы, обсуждают увиденное в форме диалога. Некоторые проводят дома простейшие опыты. Несмотря на это, уровень развития у детей познавательной активности в старшем возрасте не высок, так как внимание родителей к этой деятельности не постоянно, от случая к случаю.

            Содержание опытно – экспериментальной деятельности построено из четырёх блоков педагогического процесса.

1. Непосредственно-организованная деятельность с детьми (плановые эксперименты). Для последовательного поэтапного развития у детей исследовательских способностей, воспитателями разработан перспективный план опытов и экспериментов (проводится с детьми  2 раза в месяц).

2. Совместная деятельность с детьми (наблюдения, игра, труд, художественное творчество). Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности (по потребности ребенка).

 3. Самостоятельная деятельность детей (работа в лаборатории).

 4. Совместная работа с родителями (участие в различных исследовательских проектах). В течение года по плану воспитательно-образовательной работе.

            Так появился проект «Радуга здоровья», во время которого дети узнали, откуда берется соль, полезные и вредные свойства соли.  

            В ходе  проведения эксперимента у  ребят возникли вопросы не только по практическому применению соли, но и такие вопросы:  почему я это делаю, зачем я это делаю, почему я это делаю именно так, а не иначе, что хочу узнать, что получить в результате.

 

             Мы с детьми решили провести эксперименты с использованием соли. Родители помогли нам в поиске интересующей информации и вот… появился краткосрочный проект «Разве соль не волшебница?».

            Результатом работы стала составление картотеки опытов и экспериментов «Тайнам нет конца», коллекция разноцветной соли в мастерской «Цветная радуга».

  

По способу применения эксперименты делятся на демонстрационные и фронтальные, однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т.д.).

  Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности, режимные моменты. Для этого мы создаём специальные условия в развивающей среде, стимулирующие обогащение развития исследовательской деятельности. Для самостоятельных исследований были разработаны различные схемы проведения опытов, алгоритмы, рисунки-символы (ладошка, глаз, нос, рот, ухо), подсказывающие, с помощью каких органов чувств можно изучить предмет, разработана картотека по технике безопасности при проведении опытов (вода, сыпучие предметы, горючие предметы т.д.).

Данная работа предусматривает активное вовлечение родителей к сотрудничеству с детьми. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому мы привлекаем родителей к активной помощи. Чтобы полученные знания и способности у детей закреплялись и развивались, мы провели совместную опытно-экспериментальную деятельность с родителями «Неизвестное рядом», где дети вместе с мамами и папами по предоставленным описаниям самостоятельно проводили опыты «Цветное молоко», «Эффект Мертвого моря», «Волшебный апельсин», «Летающая бабочка» и др.  

В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитации, мы убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, доказываем, насколько правы те, кто строит свое общение с ребенком как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, кто поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.

Кроме того, мы приглашаем родителей к участию в экспериментальной деятельности на прогулке и в группе в «Дни открытых дверей».

            Также привлекли родителей к участию по созданию уголка экспериментирования, в пополнении необходимыми материалами: сбора упаковочных (бросовых) материалов, которые используются для проведения разных опытов, организуем сбор природного материала (шишек, камней, ткани, семян и т.д.) для проведения исследований. Подборки энциклопедической литературы.

С целью повышения педагогической грамотности родителей были предложены  консультации:

1.Роль экспериментирования в умственном воспитании детей.

2.Значение опытно-экспериментальной деятельности для психического развития ребенка.

3.Организация детского экспериментирования в домашних условиях.

В начале проведения опыта работы нами были выделены ожидаемые результаты:

  • Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности
  • Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.
  • Обогатить предметно – развивающую среду в группе.
  • Пополнить научно – методологическую базу ДОУ по данному методу исследования.

В процессе реализации данной работы обновлена предметно-развивающая среда в группе, заметно повысился интерес детей к экспериментированию, появилась заинтересованность родителей: сами приносят энциклопедическую литературу для детей, активнее участвуют в предлагаемых совместных мероприятиях с детьми.

В заключении хочется еще раз подчеркнуть, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»

2. Федеральный

3. Веракса Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве. Пособие для педагогов дошкольных учреждений /Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

4. Куликовская И.Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. Методическое пособие для педагогов ДОУ/ И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

5. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. и др. – М.: Мозаика-Синтез, 2010

6. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации. Методические рекомендации для работников ДО / Л.Н. Прохоровой. - М.: АРКТИ, 2011

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 11.05.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения